Сопроводительные письма: ошибки и примеры

Сопроводительные письма: ошибки и примерыВ данной статье мы калибруем типовые ошибки сопроводительных писем к резюме .

Итак, ошибка первая – формальность. Большинство соискателей считает сопроводительное письмо чем-то обязательным, но не основным и пишет формализованные 10 строчек по интернет-шаблону. Результат — письмо не несет смысловой нагрузки, не «цепляет» работодателя и отношение в целом к вашему резюме будет более поверхностным, чем могло бы быть, будь сопроводительное письмо составлено грамотно. Вообще, писать такое письмо не всегда обязательно, но, будучи написанным хорошо, оно «продает» и ваше резюме, и вашу кандидатуру. Поэтому или пишем вдумчиво (об этом ниже) или не пишем вообще.

Ошибка вторая – стереотип обязательности сопроводительного письма. Всегда нужно составлять? Если ваш опыт, навыки и компетенции, описанные в резюме подходят к вакансии как «влитые» (как говорят англичане «как перчатки»), можете смело отправлять ваше резюме без сопроводительного письма. Если по тексту вакансии вы видите требования, соответствие которым в вашем резюме найти сложно, нужно сделать акцент на своих теоретических знаниях данного участка в сопроводительном письме. Или вы в другой город переезжаете, и чтобы не вводить в ступор работодателя, напишите – планирую релокацию в такой-то промежуток времени. Лить свет на все на первый взгляд не совсем ясное — вот зачем нужно писать такие письма, вы отсекаете сразу много вопросов.

Третья ошибка. Текст многих сопроводительных писем – сам по себе одна сплошная ошибка. Соискатель пытается себя «продать» как хорошего специалиста. Это подход не с той стороны. Это – не работает. На собеседовании, кстати, тоже. Это начало этапа продажи сразу с презентации товара. А потребности работодателя где? Что хочет работодатель? Только одного. Увеличения прибыли. Если думаете, что не маржой, выручкой и оборотом едиными — ошибаетесь. И вот вы себя нахваливаете, нахваливаете (я образно) и все вроде бы по делу — и опыт у вас, и проекты, и знания, а вы седьмой в третьем ряду на очереди (опять образно). Переворачиваем, меняем акцент – идите от потребностей будущего нанимателя, не от себя. Пример: в тексте вакансии сказано: «опыт участия в открытии торговых площадок». У вас искомый опыт есть. Переносим это в сопроводительное письмо и пишем: «Вот знания и навыки, которые будут полезны на данной должности: в течение 6 лет открыл 3 гипермаркета площадью от 3500 до 6000 квадратных метров». Вы этим сразу даете надежду на увеличение прибыли, вы – открывали площадки, вы тертый калач, вы не будете делать ошибки во взаимодействии с подрядчиками и строителями, вы знаете эту кухню и убережете страшную ячейку «убытки» от сумм с большим количеством нулей. Вы как бы говорите «Я-то, что надо». Вы рассматриваете свои навыки и компетенции сквозь призму данной вакансии, а не сваливаете все свои компетенции в одну кучу, пусть вникают.

Четвертая ошибка вытекает из первой и третьей. Написание одного письма и рассылка его всем работодателям на все вакансии. Посыл тут такой – «я такой хороший, разбирайтесь сами». Так не пойдет, все вакансии разные, все требования с нюансами и ваше нежелание адаптировать сопроводительное письмо под конкретную должность это банальная лень.

Пятая ошибка — длина письма. Краткость обязательна, исключений нет. Длинные тексты говорят о неумении выделить главное, никому не нужны сотрудники, растекающиеся маслом по древу, все любят суть. Эффективность это соотношение результата и затрат. Доносите свои мысли оперативно.

Уверена, никому не нужно объяснять, что в сопроводительном письме нужно писать только правду, нельзя преувеличивать объем своих знаний и навыков, во-первых, обманывать нехорошо, плюс это легко проверить в ходе интервью, во-вторых, как работать потом? Ведь требования не просто пишутся в тексте вакансии, они потом спрашиваются с вас в работе. Так что оставим юмористические образы Джо из «Друзей», пишущего, что он умеет танцевать и говорит по-французски и Френка Эбигнейла из «Поймай меня, если сможешь», предоставляющего поддельный диплом хирурга для кино.

А теперь практика. Беру для наглядности первую попавшуюся вакансию :

Менеджер по работе с клиентами (сегмент HoReCa)

Требования:

— Увеличение объема продаж, активный поиск новых клиентов, расширение клиентской базы;

— подписание договоров с новыми и действующими клиентами, контроль дебиторской задолженности;

— осуществление мониторинга активности конкурентов по новинкам, ценообразованию, акциям;

— занесение клиентов в CRM систему;

— формирование специальных предложений для клиентов;

— ведение клиентской базы.

И пишу за три минуты два сопроводительных письма:

Первое:

Добрый день! Меня зовут Сидоренко Владимир. Я являюсь соискателем на позицию специалиста по работе с клиентами, образование высшее, более 5 лет работаю менеджером прямых продаж в крупных сетевых компаниях, таких как ООО «Сегмент» и ОАО «Спектр», специализирующихся на работе с ресторанами, отелями, кейтеринговыми компаниями и кафе. Ответственный, клиенториентированный, в работе всегда достигаю поставленных целей и задач. Смену работы мотивирую желанием получать опыт и развиваться в рамках крупной федеральной компании.

Прошу рассмотреть мое резюме, заранее спасибо.

С уважением, Владимир Сидоренко.

Второе:

Добрый день!

Прошу рассмотреть резюме на позиции специалиста по работе с клиентами.

Готов предложить:

— Отличное знание специфики клиентов сегмента HoReCa (индивидуальный подход к клиентами, увеличение клиентской базы на 20% за 5 лет, снижение дебиторской задолженности на 15%);

— Уверенные навыки работы в CRM-системах.

Всем удачи в поисках работы и писать только эффективные сопроводительные письма!